МБОУ "СОШ №1"
г. Кирсанов Тамбовской обл.
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    На этой странице вы узнаете:

    1. Что такое готовность ребенка к школе
    2. Как определить уровень готовности ребенка к обучению школе
    3. Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. Родители окажут большую помощь учителям, воспи­тателям, школе в целом и прежде всего своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе, бу­дут поощрять в ребёнке желание учиться.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Тест для проверки готовности ребёнка к школе

    1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
    2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
    3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
    4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
    5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
    6. Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
    7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
    8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
    9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
    10. Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
    11. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
    12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
    13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
    14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
    15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
    16. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
    17. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?
    18. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?

    Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста.

    Если оно составляет

    15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

    10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

    меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Личностная и социально-психологическая готовность заключается в формировании у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положения школьника.

    Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учебной деятельности и  учителю, к сверстникам, родным и близким, к самому себе, в самооценке.

    Отношение к школе. Первокласснику необходимо соблюдать правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

    Отношение к учителю и учебной деятельности. 
    Юный школьник должен  правильно воспринимать ситуацию урока, правильно понимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

    Учитель — это взрослый, выполняющий особую профессиональную роль по обучению и воспитанию детей.

    В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, нельзя говорить на посторонние темы, обсуждать вопросы, не относящиеся к учебной деятельности. На уроке надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. 
    Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

    Отношение родных и близких. 
    В семье ребенку необходимо иметь личное пространство, а родные и близкие должны уважительно относиться к его новой роли ученика.
    Отношение родителей к учению как к важной содержательной деятельности, более значимой, чем игра будет положительно формировать новый статус школьника. 
    Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

    Отношение к самому себе, к своим способностям,  к своей деятельности,  ее результатам. 

    К началу обучения в школе необходимо иметь сформированную адекватную самооценку. Завышенная самооценка первоклассника вызывает неправильную реакцию на замечания учителя. Как результат школа становится «плохой», а «учитель злой».
    Если взрослые постоянно не удовлетворены успехами ребенка, его поведением и трудолюбием, то может сформироваться заниженная самооценка.
    Критика, одергивание взрослыми, неудачи, подчеркнутые родителями приводят к тому,  что ребенок становится неуверенным в себе, а это как следствие приводит к последующим неудачам. 
    Для благополучного обучения в школе ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
    Помимо общей готовности к обучению в школе ребенок должен:
    ♦ знать правила общения;
    ♦ уметь управлять своим поведением без агрессивности;
    ♦ уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
    ♦ уметь быстро осваиваться в новой обстановке.

    Как проверить социально-личностную готовность ребенка к обучению в школе?
    Необходимо  внимательно наблюдать за ребенком во время игр со сверстниками или взрослыми. Его поведение подскажет вам ответы на вопросы.
    ♦ соблюдает ли ребенок правила игры;
    ♦ как ребенок устанавливает контакты;
    ♦ считается ли с другими как с партнерами;
    ♦ может ли управлять своим поведением в игре;
    ♦ требует ли от партнеров, чтобы ему уступили;
    ♦ бросает ли игру при неудаче.

    Задание для взрослых.

    1. Упражнение «Имя-качество»

      Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте познакомимся поближе. (Все родители сидят в кругу.) Каждый из вас сейчас по очереди называет свое имя и какое-то прилагательное (качество, которое начинается на первую букву имени (при затруднении — на вторую). Например, Ирина — инициативная (игривая, изобретательная, интеллектуальная, интересная). Второй участник повторяет за первым его имя и качество и называет свое имя и качество, третий называет имя и качество первого и второго, а потом свое и т. д.

    2. Упражнение «Серьезный момент»

      О том, что начало обучения ребенка в школе — один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.

      Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.

      Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.

    3. Мини-лекция «Понятие готовости к школе»

      Как видите, большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия. Но почему-то забывается, что школа — это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь — все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35—40 минут, и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.

    Как выявить готовность ребенка к школе

    Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как тест Керна-Йирасека, «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие.

    Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

    Во-первых, можно задать сыну или дочери ряд вопросов об окружающем мире: «Каких птиц ты знаешь?», «Расскажи о признаках весны в природе?», «Почему вода превращается в лёд?».

    Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie